Ваша сокровищница повседневного вдохновения

Интересные ссылки:

Inteligencja cielesno-kinestetycznaВзгляд Гарднера на интеллект - Портал просвещения

Элементы теории множественного интеллекта Говарда Гарднера в образовании

Говард Гарднер, американский психолог, созданный в 1983 году. теории множественного интеллекта произвели революцию в психологическом подходе к интеллекту и обучению.

Начало 20-го века - время, когда были созданы первые тесты интеллекта Альфредом Бине. Поэтому интеллект рассматривается как нечто измеримое. Мера интеллекта - это коэффициент интеллекта (IQ). Таким образом, открытие Альфреда Бине предполагает одномерность подхода к оценке умственных способностей человека и наличие инструмента, который можно использовать для оценки уровня интеллекта каждого человека и определения индивидуальных различий между людьми в этом отношении.1 Inteligencja w klasycznym ujęciu rozumiana jest zatem jako „zdolność rozwiązywania zadań wchodzących w zakres testów inteligencji (…). Inteligencja ogólna, określana jako zdolność lub czynnik g (od general – ogólny), niewiele zmienia się z wiekiem i jest w niewielkim stopniu zależna od nauki i doświadczenia. Jest ona zatem wrodzoną cechą lub zdolnością jednostki.”2

Инновационный подход Говарда Гарднера к интеллекту

Howard Gardner przeciwstawił się temu jednolitemu podejściu do inteligencji. W swojej teorii wielorakich inteligencji, opartej na nauce kognitywnej i neurologii zakwestionował dotychczasowe podejście psychologiczne do zdolności umysłowych człowieka. Podejście Howarda Gardnera do ludzkiego umysłu i inteligencji to podejście pluralistyczne, które zakłada istnienie różnych stylów poznania oraz indywidualnych dróg uczenia się i rozumienia świata . Inteligencję definiuje on jako „zdolność rozwiązywania problemów albo wytwarzania produktów, które są cenione w jednym lub wielu środowiskach kulturowych”. 3

Inteligencja logiczno-matematycznaГарднер выделил восемь видов интеллекта:

  • язык - то есть все навыки, связанные с чтением, письмом, разговором и мышлением с использованием слов,
  • логика - математика - иногда называемое «научным мышлением», это способность рассуждать, рассчитывать и тщательно наблюдать явления и Inteligencja przestrzennaделая правильные выводы из них,
  • Природа - которая понимается как чувствительность к окружающей природной среде и способность распознавать и классифицировать мир фауны и флоры,
  • пространственный - проявляется в таких способностях, как: рисовать, воображать трехмерные фигуры, находить дорогу, Inteligencja interpersonalnaвидя детали, узнавая лица или сцены,
  • музыка - музыкальные способности, такие как игра на инструментах, пение и аранжировка песен, а также использование ритмов и ритмов,
  • телесно - кинестетический - который подразумевает умелое использование собственного тела для таких целей, как: выражение эмоций (например, во время танца), участие в игре (например, в спортивных соревнованиях) или создание продукта (например, обнаружение изобретения),
  • межличностный - это навыки установления межличностных контактов и понимания точки зрения других,
  • внутриличностный - связанные со знанием собственных эмоциональных состояний, способностью различать их, понимать и называть их, а также способностью создавать образ себя в соответствии с реальностью. 4

Интеллектуальные тесты ориентированы только на измерение логико-математического и лингвистического интеллекта. Другие типы интеллекта, которые одинаково важны, игнорируются.

Основная предпосылка концепции Говарда Гарднера заключается в том, что у каждого человека есть все типы интеллекта, только они развиты в различной степени. Все виды интеллекта, дополняющие друг друга, формируют профиль интеллекта человека. Что важно с педагогической точки зрения, так это предположение, что этот профиль является динамичным и может развиваться с помощью различных упражнений и соответствующей стимуляции.

Использование мыслей Говарда Гарднера в школьных учреждениях

Inteligencja przyrodniczaПонимание индивидуальных особенностей интеллекта детей должно поэтому стать ключевой задачей для педагогов и сформировать основу их дальнейшей работы. Только на основе знаний о сильных и слабых сторонах детей мы можем использовать и развивать их потенциал.5

Odkrywczość teorii Howarda Gardnera wpłynęła na pojawienie się nowego poglądu na edukację, wizji szkoły skoncentrowanej na jednostce. Jak pisze H. Gardner „celem szkoły powinno być rozwijanie różnych rodzajów inteligencji i pomaganie ludziom w zdobywaniu zawodu oraz kształtowaniu zainteresowań, które odpowiadają konkretnemu spektrum inteligencji każdego z uczniów”.6 Поэтому учителя в своей педагогической деятельности должны учитывать возможности своих учеников и адаптировать свои методы работы к конкретному ребенку.

Из-за динамичного развития науки сегодня невозможно получить знания во всех научных областях. Поэтому возникает необходимость выбрать дисциплину, которая нас интересует больше всего. Конечно, на начальных этапах обучения необходимо предоставить детям элементарные сообщения из всех научных сфер. Позже, однако, наряду с более глубоким диагнозом их интересов и предрасположений, учебный план и методы обучения должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям студентов. По словам Говарда Гарднера, лица, ответственные за выбор этих индивидуальных рабочих планов, будут «специалистами по оценке». Их задачей будет всесторонний анализ когнитивных способностей учащихся с учетом всех видов интеллекта.7

Теория Говарда Гарднера также предполагает, что задачей учителей и педагогов должна стать помощь в выборе будущей профессии для каждого студента.8 В польском образовании аспект профориентации недостаточно развит. Как правило, речь идет о разовой встрече с профессиональным консультантом. Это собрание обычно групповое, поэтому невозможно реализовать цели индивидуализации. Хотя введение элемента оценки профессиональной предрасположенности каждого ученика к школьным помещениям было бы непростым в начале, на мой взгляд, это было бы связано с огромными, далеко идущими преимуществами. Учитывая заметную «потерю» молодых людей на профессиональном рынке, мы можем говорить о настоятельной необходимости помочь им выбрать подходящую профессию и оказать поддержку в планировании карьеры.

Теория множественного интеллекта в работе с младшими детьми

Inteligencja intrapersonalnaГовард Гарднер представляет образовательные программы, основанные на принципах теории множественного интеллекта, не только для школ, но и для детских садов. Он создал проект «Спектр», который был разработан для измерения интеллектуальных профилей маленьких детей и создания наилучших условий для дальнейшего развития их сильных сторон, а также для улучшения их слабых сфер навыков. Работа с детьми, согласно этому проекту, должна была основываться на четырех основных этапах:

«1. познакомить ребенка с широким спектром учебных областей

2. определить сильные стороны ребенка

3. поддержка и развитие сильных сторон ребенка

4. Связь сильных сторон ребенка с другими навыками и игровой деятельностью в детском саду (или в школе) " 9

Эта форма работы с ребенком, заключающаяся в развитии навыков и стимулировании менее развитых навыков, должна дать наиболее полные результаты.

Этот проект также предполагал существование так называемых Интересные уголки, основанные на естественном, детском любопытстве мира, интересным образом знакомят их с различными областями знаний. Дети выбирают то, что им действительно интересно. От них зависит, проводят ли они время в естественном уголке, исследуя биологические образцы, в уголке историй, тренируя свое воображение, создавая истории, или, может быть, в углу строительства, где, строя свои собственные здания, они могут развивать пространственный интеллект.10

Inteligencja języzkowaГарднер говорит, что интеллектуальный профиль маленьких детей чрезвычайно яркий. Поэтому большая ошибка учителя - слишком рано маркировать детей с точки зрения когнитивных и умственных способностей.

Co zatem wyróżnia placówki edukacji przedszkolnej stosujące założenia teorii wielorakich inteligencji? Jest to przede wszystkim indywidualizacja. „Mówiąc o indywidualizacji mamy przede wszystkim na myśli indywidualne podejście do dziecka, które nie może się nudzić, musi doświadczać i rozwijać się w warunkach zapewniających wielointeligentne poznawanie świata.” 11 Поэтому задача учителей и педагогов - наблюдать за детьми, собирать как можно больше информации о них, что поможет разработать наиболее подходящие методы обучения и оценки для данного ребенка.

Педагог, осознающий существование множества видов интеллекта, характеризуется гибкостью и адаптацией форм, методов работы и игровых предложений с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и интересов детей.

Согласно теории Г. Гарднера, учитель должен стремиться к наиболее полному развитию всех умственных сфер детей, стимулируя все сферы их деятельности.

Niemniej ważną zasadą działania tychże placówek jest zwielokrotnianie, czyli prezentowanie dzieciom nowych treści w różny sposób. Pozwala to na aktywizację wszystkich rodzajów inteligencji dziecka, jak również pomaga mu odnaleźć najwłaściwszy dla siebie sposób zdobywania wiedzy. Jak pisze sam Gardner „dzieci powinny być otoczone codziennie bogatymi i absorbującymi materiałami, które skłaniają je do wykorzystania szerokiego zakresu inteligencji” 12. Zadaniem nauczycieli jest więc umożliwienie dzieciom wielozmysłowego poznawania świata. W swoich działaniach zaś powinni wystrzegać się rutyny, która niszczy dziecięcą kreatywność.

Внедрение новых продуктов и свобода в реализации творческих идей детей и построение в них позитивного подхода к школьному образованию являются еще одной важной задачей для дошкольных учителей.13

Преимущества реализации теорий множественного интеллекта в образовательном пространстве

Inteligencja muzycznaПодводя итог, можно сказать, что использование теории Говарда Гарднера в образовании основывается на индивидуальном подходе к каждому ученику, раскрытии его потенциала, адаптации рабочих форм к его способностям и интересам и стимулировании всех типов его интеллекта.

Такой подход стимулирует любопытство детей, развивает их мотивацию учиться в школе, побуждает их самостоятельно изучать окружающий мир и помогает формировать самооценку.14

Отражение

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера - это инновационный подход к проблемам интеллекта, познания и методов обучения. Как и любая инновационная теория, у нее есть свои сторонники и противники. И когда первый перечисляет бесчисленные преимущества от его внедрения в систему образования, второй отражают его недостатки, такие как: субъективность в оценке предрасположенности учащихся и трудности при внедрении концепции полной индивидуализации в подходе к учащимся в нынешней школьной системе (слишком много группы учеников, слишком большая бюрократия в работе учителей и т. д.). С какой бы стороны вы не пошли, нельзя не признать, что теория, созданная Говардом Гарднером, стала толчком для важных педагогических дебатов, и я считаю ее самой большой выгодой.

Библиография:

  • Czaja-Chudyba I. Odkrywanie zdolności dziecka : koncepcja wielorakich inteligencji w praktyce przedszkolnej i wczesnoszkolnej. Kraków 2005, Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej, s. 58
  • Gardner H.  (2002) Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce. Poznań, Wydawnictwo Media Rodzina
  • Gardner H. (2006) Inteligencje wielorakie. Nowe horyzonty w teorii i praktyce. Warszawa, Wydawnictwo Laurum
  • Suświłło M. Inteligencje wielorakie w nowoczesnym kształceniu. Olsztyn 2004, Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko – Mazurskiego

 

Интернет-источники:

  • http://www.edunews.pl/badania-i-debaty/wywiady/1671-nie-etykietujmy-dzieci
  • http://www.treningmozgu.pl/doc/opracowania/inteligencja_spoleczna/inteligencja_wieloraka.pdf
  • http://www.przedszkole12-krakow.pl/InteligencjeWielorakie.pdf

 


[1] Gardner H.  (2002) Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce. Poznań, Wydawnictwo Media Rodzina, s, 21

[2] Gardner H. (2006) Inteligencje wielorakie. Nowe horyzonty w teorii i praktyce. Warszawa, Wydawnictwo Laurum, s. 17

[3] Gardner H.  (2002) Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce. Poznań, Wydawnictwo Media Rodzina, s, 130

[4] Gardner H. (2002) Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce. Poznań, Wydawnictwo Media Rodzinne, s.38-50

[5] Интернет-источник: http://www.edunews.pl/badania-i-debaty/wywiady/1671-nie-etykietujmy-dzieci [доступ: 12.01.2016]

[6] Gardner H.  (2002) Inteligencje wielorakie. Teoria w praktyce. Poznań, Wydawnictwo Media Rodzina, s, 27

[7] Там же, стр. 28

[8] Там же, стр. 28

[9] Czaja-Chudyba I. Odkrywanie zdolności dziecka : koncepcja wielorakich inteligencji w praktyce przedszkolnej i wczesnoszkolnej. Kraków 2005, Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej, s. 58

[10] Там же, стр. 138

[11] Интернет-источник: http://www.treningmozgu.pl/doc/opracowania/inteligencja_spoleczna/inteligencja_wieloraka.pdf [доступ: 12.01.2016]

[12] Gardner H. (2006) Inteligencje wielorakie. Nowe horyzonty w teorii i praktyce. Warszawa, Wydawnictwo Laurum, str. 128

[13] Интернет-источник: http://www.przedszkole12-krakow.pl/InteligencjiWielorakie.pdf [доступ: 12.02.2016]

[14] Suświłło M. Inteligencje wielorakie w nowoczesnym kształceniu. Olsztyn 2004, Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko – Mazurskiego,s.52-53

13.01.2016

Шляпа Магдалены

Komentarze (0)

Комментариев пока нет

Комментарий

  1. Добавление комментариев от гостей.
Поделитесь своим местоположением
0
При условии